На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

187 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...
  • Александр Лагуткин
    Подождем до зимы.  К зиме у европидарасов в мозгах посвежеет.Турбина для «Севе...

Короткая передышка в длинной газовой игре

Предстоящая зима может оказаться для российского газового экспорта в Европу более удачной, чем прошлая, когда из-за теплой погоды и избытка газа на рынке цены на него упали до минимального уровня. Сейчас на руку российскому газу играют проблемы американских сланцевиков и ожидания, что температурные эксцессы зимы 2019/20 не повторятся, при этом возобновившиеся коронавирусные локдауны в Евросоюзе пока не привели к критическим последствиям для цен на голубое топливо. Но все это можно расценивать лишь как тактические успехи — некоторые долгосрочные факторы, ухудшающие положение российского газа на европейском рынке, вряд ли будут ослабевать.

Луч надежды для «Газпрома»

После майского дна, когда спотовая цена газа на крупнейшем в Европе нидерландском хабе TTF падала до $55 за тысячу кубометров, европейский рынок газа пережил стремительное восстановление: уже к концу сентября цена превысила $150 за тысячу кубометров, или более $4 за миллион британских тепловых единиц (мбте), а спустя месяц перевалила за $190.

Это незамедлительно сказалось на экспортных показателях «Газпрома». Как сообщила 23 октября на проходившем в итальянской Вероне 13-м Евразийском экономическом форуме гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова, уже в августе поставки газа в Германию превысили прошлогодние объемы этого месяца на 30%, улучшение показателей 2019 года было отмечено и в последующие два месяца. В качестве основных факторов, повлиявших на увеличение поставок, были названы восстановление спроса на газ электрогенерации и промышленности после весенних коронавирусных локдаунов, повышенный спрос на СПГ в Азии, сокращение импорта газа из Норвегии и производства атомной энергии во Франции. Внесла свою лепту и более холодная погода: отбор газа из подземных хранилищ в таких странах, как Бельгия, Франция, Германия, Польша, Словакия и Великобритания, начался уже в конце сентября, хотя обычно это происходит в середине октября.

Согласно свежей отчетности «Газпром экспорта», за девять месяцев по контрактам в Европе было реализовано 125,7 млрд кубометров газа — на 11,9% меньше, чем за тот же период годом ранее. Это практически укладывается в прогноз «Газпрома» по итогам года — экспортировать в Европу около 170 млрд кубометров газа, или почти на 12% меньше, чем в прошлом году. По сравнению с первым полугодием, когда экспорт газа в Европу сократился на 18% (до 78,9 млрд кубометров против 96,4 млрд кубометров за первые шесть месяцев 2019 года, а доля «Газпрома» в общем объеме газа, потребленного в Европе, упала до 28% с 32%), показатели заметно улучшились.

Локдаун ограниченного действия

Правда, ценовая ситуация в последние пару недель уже не настолько оптимистична. В последних числах октября ряд ключевых стран Евросоюза объявил о новых национальных локдаунах, что тут же сказалось на стоимости газа. К 11 ноября спотовая цена на хабе TTF упала до $175 за тысячу кубометров, хотя несколькими днями раньше была еще ниже — очевидно, что начавшийся отопительный сезон не позволяет котировкам просесть настолько же сильно, как весной.

Локдауны оказывают определенное негативное влияние на объем спроса, но все же существенно меньшее, чем, например, на спрос на нефть и моторное топливо, отмечает директор группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков.

Ключевым моментом для спроса на российский газ являются цены на СПГ, в первую очередь — на американский, зависящие от цен на газ на внутреннем рынке США.

При этом, добавляет эксперт, есть существенное отличие ситуации в конце года от весенних локдаунов, которые привели к резкому снижению цен на нефть, а вслед за нефтью — на газ: «Объем предложения газа на американском рынке тогда оставался значительным — в итоге резко выросли поставки очень дешевого американского СПГ на европейский рынок. В текущей же ситуации уже произошло существенное сокращение добычи сланцевой нефти в США из-за низких цен на нефть, что вызвало также и снижение добычи газа — около половины газа в США добывается в качестве попутного на месторождениях сланцевой нефти. При этом локдаунов в США нет, спрос на газ достаточно восстановился, что уже привело к существенному росту цен на газ на внутреннем американском рынке и, как следствие, к росту цен на СПГ и снижению конкуренции российского газа с американским СПГ».

Действительно, еще в середине сентября, как отмечалось в публикации «Коммерсанта», поставки СПГ в Европу стали отставать от прошлогодних темпов. С начала года до 12 сентября в Евросоюз поступило 64,2 млрд кубометров СПГ после регазификации, или на 3,9% меньше, чем за тот же период 2019 года. В августе загрузка почти всех американских СПГ-заводов оказалась значительно ниже 50%. В целом перспективы этого сегмента сейчас выглядят довольно проблематично. Как отмечают аналитики, в прошлом году мировые производственные мощности сжижения газа достигли почти 70 мегатонн в год, а инвестиции составили более $60 млрд в год. Но после того, как спрос на топливо рухнул, компании стали откладывать инвестирование: к ноябрю на мировом рынке СПГ были отложены окончательные инвестиционные решения по мощностям на 140 мегатонн в год, и в итоге впервые за двадцатилетний период может быть не принято ни одного значимого решения об инвестициях в СПГ.

«Фактор снижения поставок американского СПГ, по нашему мнению, перевешивает риски снижения спроса из-за локдаунов, в связи с чем мы ожидаем продолжения увеличения спроса и роста цен на российский газ на европейском рынке в ближайшей перспективе. В то же время мы не ожидаем резкого восстановления добычи сланцевой нефти и газа в США весной, а завершение локдаунов в Европе, вероятно, приведет к росту спроса. Тем самым повторение обвала цен на газ в Европе весной 2021 года крайне маловероятно», — прогнозирует Василий Танурков.

Локдауны влияют на рынок газа не так сильно, как на рынок нефти и нефтепродуктов, где благодаря транспортной составляющей спрос напрямую зависит от ограничений, вводимых в связи с коронавирусом, соглашается независимый аналитик нефтегазового сектора Александр Полыгалов. Спрос на газ, по его словам, зависит не столько от людей, сколько от климата и погоды, которые отправлять на карантин пока не научились: неважно, в каких помещениях, нуждающихся в освещении и отоплении, будут находиться люди — в офисных и производственных зданиях за работой или в частных домах на карантине или удаленке.

В то же время, констатирует Армен Калинин, директор по экспорту французского производителя отопительного оборудования Frisquet, локдаун, безусловно, уже оказал и будет оказывать негативное влияние на потребление газа в Европе. Когда коронавирус становится причиной остановки предприятий, невозможно надеяться на положительную динамику потребления газа, поясняет эксперт. В Европе газ часто используется как энергоноситель для производства электричества — почти 30% электроэнергии вырабатывается с использованием газа, а в структуре потребления газа в Европе это едва ли не половина. На выработку электричества направляется около 40 млрд кубометров газа в квартал, предприятия потребляют на свои нужды около 36-37 млрд кубометров.

Стабильным по потреблению останется только коммунальный сектор, отмечает Калинин, — бытовое потребление газа сохранится как минимум на прежнем уровне, а сейчас в Евросоюзе это порядка 60 млрд кубометров в квартал.

Ценовой пик, похоже, позади

Однако в более длительной перспективе, чем отопительный сезон, аналитики не видят фундаментальных факторов для того, чтобы цены на газ на европейском рынке устойчиво росли. Две основные долгосрочные и взаимосвязанные тенденции, играющие против этого, — изменения климата и политика энергетического перехода.

«Цены на газ пока держатся выше уровня рентабельности „Газпрома“ ($100 за тысячу кубометров) и к концу года, возможно, вырастут до $140 из-за сезонного фактора, — отмечает ведущий аналитик инвестиционной компании QBF Олег Богданов. — Но, судя по всему, тренд на глобальное потепление усиливается — ожидать каких-то чудес от природы пока не приходится. В европейской электроэнергетике газ постепенно замещается возобновляемыми источниками энергии. Не последнюю роль в падении спроса на газ играет и эпидемия коронавируса: спад промышленного производства в текущем году приводит к падению электропотребления в промышленности, что отражается на потреблении газа».

Влияние климата на газовый очень велико, добавляет Армен Калинин. По его словам, европейские аналитики подсчитали, что если бы прошлогодняя зима не была такой теплой, то потребление газа в Евросоюзе было бы примерно на 25 млрд кубометров больше, чем вышло по факту. В этом году синоптики ожидают более холодную зиму, и если этот прогноз оправдается, то, возможно, потребление выйдет на обычный уровень. Так что цены на газ в Европе пока остаются на достаточно высоком уровне. Но период сверхвысоких цен, похоже, в принципе прошел, полагает эксперт.

К тому же при уровне даже в $120-140 за тысячу кубометров европейский рынок становится интересен американцам, и начинается конкурентная ценовая борьба.

Ужесточение «зеленого» законодательства в действительности может поспособствовать увеличению потребности в газе, полагает Калинин: в Европе достаточно высока плата за выбросы углекислого газа — в первых двух кварталах текущего года она составляла в среднем €22 за тонну, и это стимулирует переход с менее экологичного угля на более безвредный газ в промышленности. С другой стороны, о результатах мер правительств европейских стран по переходу на ВИЭ можно отчетливо судить по продажам отопительного оборудования. По данным французской ассоциации Uniclima, в прошлом году продажи обычных газовых и мазутных котлов упали на 29%, конденсационные газовые котлы просели на 5,3%, а рынок гибридных тепловых насосов вырос почти вдвое.

Тренд объема поставок российского газа в Европу в целом положительный на горизонте большем, чем десять лет, но доля «Газпрома» на европейском рынке газа падает благодаря газу из Катара, Африки и США, а также поставкам СПГ из России, резюмирует Александр Полыгалов. По его мнению, это тенденция для европейского рынка газа, которая сохранится надолго — как минимум до тех пор, пока метан как источник энергии не будет замещен в энергобалансе Европы чем-то альтернативным, например, водородом или ВИЭ. И эта тенденция — рост трубопроводных поставок из России при снижении рыночной власти «Газпрома» — полностью, подчеркивает аналитик, соответствует чисто экономическим интересам как самих энергокомпаний Европы, так и европейских потребителей газа.

Николай Проценко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх