Нефть Капитал

121 подписчик

Свежие комментарии

  • Алекс М
    А где же прославленный "Академик..." Или опять горючку расходует на просторах мирового океана?100 дней до финиш...
  • Алексей Сафронов
    Позорище в том, как госкомпания Газпром, оказалась в юриспруденции Нидерландов, а не то что теперь они возвращают сво...«Газпром» возвращ...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Это что ж получается теперь пятилетку будут выполнять 15 лет за те -же деньги , а кто будет курировать и отчитываться...План реализации э...

Back In USSR или Welcome To Russia?

Back In USSR или Welcome To Russia?

Объявленный выход России из сделки ОПЕК+ спровоцировал молниеносное падение цен на нефть на 20%. Цену в $36 за баррель мы не видели уже много лет. Ситуация усугубляется тем, что неопределенность перспектив развития мировой экономики возрастает, создает угрозу снижения спроса на «черное золото». Если бы ценовая война началась в условиях увеличения спроса на нефть, то выход из ОПЕК+ можно было бы оправдать реальными экономическими причинами. Люди склонны забывать уроки истории, а сегодня история экономического кризиса СССР, вызванного падением цен на нефть за счет действий альянса США-Саудовская Аравия в 1985 г., вновь постучалась в двери. Только на этот раз в качестве инициатора большого нефтяного взрыва выступила Россия. Не секрет, что сланцевые компании Северной Америки постепенно отбирают рынок у стран ОПЕК и таких независимых производителей как Россия, наращивая не только технологическую экспертизу сланцевых проектов, но и умело используя финансовые инструменты для хеджирования ценовых рисков. И этот факт уже несколько раз вызывал публичное недовольство в России, где представители крупных компаний не раз заявляли, что именно США сегодня формирует уровень цен на нефть в мире. Сравнительные данные СССР и России на 1985 и 2019 гг.

Показатели СССР (1985) Россия (2019) Место экономики в мире по ВВП 2 12 Структура экономики Плановая Смешанная Общий внешний долг (млрд долл.) 28,3 481,4 Технологическое отставание в ключевых отраслях промышленности Значительное Значительное Отношения со странами НАТО «Холодная» война, эмбарго Р. Рейгана Складывание репутации «страны-изгоя». Международные санкции. Официальное вовлечение в военные действия Афганистан Сирия Военный бюджет (в % ВВП) 6,1% 3,9% Добыча нефти (млн т в год) 595 560,2 Экспорт нефти (млн т в год) 117,1 248,5 в том числе за валюту 28,9 248,5 Инициатор кризиса Саудовская Аравия Россия Если сравнивать СССР и современную Россию, то сопоставление вышеперечисленных показателей представляет картину в пользу современной России (кроме совокупного национального внешнего долга и места страны в мировой экономике). Экспорт нефти осуществляется за валюту, война с терроризмом ведется при меньших официальных пропорциональных затратах, экономическая модель более гибкая и уже показала высокую степень выживаемости в неблагоприятных условиях экономического (2008 г.) и политического (2014 г.) кризисов. Тем не менее, опасность ценовой войны нельзя преуменьшать, как нельзя отрицать существования различий в глобальных весовых категориях флагмана социалистического лагеря и нынешней России. Саудовская Аравия способна ответить на вызов России масштабнейшим повышением добычи с 10 млн б/с до 12 млн (в течение ближайшего месяца-двух), а затем и до 14 млн баррелей (в более длительном временном промежутке). Этого достаточно для того, чтобы начать выдавливать Россию с ключевых рынков сбыта путем введения масштабных значительных ценовых скидок для потребителей в условиях низкой себестоимости добычи в Королевстве. Россия, которая в течение последнего времени, пусть незначительно, но нарушала режим добычи, зафиксированный в соглашениях, теперь официально заявляет о возможности нарастить добычу. И на сколько? Всего лишь на 0,3-0,5 млн б/с. В долгосрочном плане РФ не имеет больших резервов для увеличения добычи нефти, а самое главное — эти резервы по себестоимости будут выше нынешней российской добычи. И это первый парадокс нынешней ситуации. Второй парадокс выглядит следующим образом: Россия вступает в открытое противостояние с ведущим поставщиком нефти (Саудовской Аравией), который последовательно стремится к сдерживанию собственной добычи для поддержания высокой цены на нефть от которой зависит ее бюджет, обвиняя при этом в потере своей доли рынка совершенно других игроков — а именно сланцевых производителей США. И тем самым провоцирует США и Саудовскую Аравию на координацию действий, как в 1985 г. При этом с высокой долей уверенности можно полагать, что именно Россию два других игрока обвинят в попытке развала «худого мира» на нефтяном рынке. Экономический смысл действий Саудовской Аравии после выхода России из сделки ОПЕК+ понятен. Увеличение саудитами производства на 40% способно обеспечить снижение доли России на ключевых рынках сбыта. За счет поставки дополнительных объемов Королевство будет компенсировать потерю качества продаж. Экономические выгоды в данном положении дел есть и у Китая, которому снижение цен может стать подарком в условиях необходимости восстановления экономики после эпидемии коронавируса, а также США. В настоящее время президент США выражает удовольствие от снижения цен с точки зрения потребителя. Однако возможно, что не за горами тот день, когда ему придется оказывать помощь сланцевым нефтяным компаниям, в которых он заинтересован в качестве гарантов нефтяной независимости США, достигнутой в результате развития добычи сланцевой нефти. И здесь у Дональда Трампа и американского правительства множество инструментов, в том числе и известная «санкционная дубинка», уже хорошо известная российским компаниям. Ставка России на банкротство американских сланцевых компаний скорее всего будет бита вследствие масштабного хеджирования текущей добычи. А поскольку это стратегические перспективные активы, гарантирующие защиту национального рынка, то США, безусловно, будут защищать своего производителя. Как показывает практика, защита стратегических интересов отличается у американцев повышенной эффективностью и жестким изменением рыночных правил несмотря на декларируемый либерализм в экономических процессах. А если поискать реальный экономический смысл действий России не на внешнем, а на внутреннем рынке? И не на нефтяном, а на фондовом, а именно в изменении структуры владения ведущих нефтяных компаний. Что если некоторые группы «приближенных» инвесторов будут стремиться увеличить свои доли в российских нефтяных компаниях, когда российские и международные инвесторы (или спекулянты), напуганные разрастанием ценовой войны, начнут масштабно распродавать акции российских нефтяных игроков? Тогда подготовленные структуры, рассчитывающие на долгосрочный характер своих инвестиций, займут место в составе акционеров и советах директоров таких компаний или усилят свои позиции, укрепляя экономический базис своих интересов и консолидировав будущую прибыль. А там есть шанс вернуться за стол переговоров с ОПЕК и успеть заключить новое соглашение, ведь по факту прекращение текущей сделки ОПЕК+ наступает 1 апреля. Чем не удачная дата для завершения хорошей игры на понижение? Только вот репутацию России, как конструктивного переговорщика и относительно надежного партнера ОПЕК, обратно вернуть будет крайне сложно, да и не факт, что комбинация срастется. Ведь уже 10 марта наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман стал гостем президента Трампа. Станислав Рогинский, к. э. н., доцент НИУ «ВШЭ»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх