На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

187 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...
  • Александр Лагуткин
    Подождем до зимы.  К зиме у европидарасов в мозгах посвежеет.Турбина для «Севе...

Продлить или увеличить?

Приближается время заседания министров стран ОПЕК и не-ОПЕК — 1 декабря, и это шанс изменить условия по сделке ОПЕК+. Факторов принятия решения, как обычно, много: карантинные меры, разработка вакцины, возобновление добычи нефти в Ливии и политика, по всей видимости, нового президента крупнейшей нефтедобывающей державы мира США. Лидеры сделки ОПЕК+ — Россия и Саудовская Аравия — при выработке консолидированной позиции о возможности изменения условий сделки как обычно играют в игру «проси больше, получишь меньше». По текущим условиям страны ОПЕК+ могут с января 2021 года увеличить добычу нефти, Саудовская Аравия предлагает, наоборот, снизить ее, Россия воздерживается от озвучивания позиции до проведения министерского мониторингового комитета (JMMC), который намечен на 17 ноября. Впрочем, пока цена нефти колеблется вокруг уровня, комфортного для российского бюджета. Аналитики же сходятся во мнении, что надо продлевать.

Мы за ценою постоим

Страны ОПЕК и не-ОПЕК в апреле текущего года приняли решение о беспрецедентном согласованном сокращении добычи нефти после 25-процентного падения спроса на нефть из-за карантинных мер, принятых по всему миру, чтобы уберечься от распространения COVID-19. Решение было принято сразу на два года, но с постепенным наращиванием производства. Так, если в мае–июне сокращение должно было составить 9,7 млн баррелей в сутки к уровню октября 2018 года (при этом для России и Саудовской Аравии были приняты отдельные референтные уровни — 11 млн б/с). С июля предполагалось наращивание добычи на 2 млн б/с, а с января 2021 года — еще на 2 млн б/с с удерживанием этого уровня до мая 2022 года.

Рынок позитивно воспринял эту меру, отреагировав постепенным ростом цены примерно с $20 за баррель до $40 за баррель, если не считать отдельных перегибов с отрицательной ценой.

Воспользовавшись давно назначенным заседанием министров стран ОПЕК+, в начале июня было принято продлить ограничения в 9,7 млн б/с еще на месяц, хотя, как говаривали на рынке, Саудовская Аравия хотела продлить эти квоты до конца года. Россия же выступала противником постоянных пересмотров соглашения.

С августа по декабрь текущего года действует квота по сокращению в 7,7 млн б/с. Для России каждое послабление квоты — плюс 500 тыс. б/с или примерно 5% к текущей добыче.

Факторы в минус

Однако если с мая цены на нефть росли и с июня устойчиво колебались на цифрах около $40 за баррель, то весь сентябрь нефтяной рынок находился под давлением: цены снова ушли ниже этого уровня. Главным фактором стали опасения по поводу спроса на нефть — во многих странах Европы возобновились карантинные меры против распространения COVID-19.

«Пережив серьезный шок от пандемии COVID-19, мировая экономика начала улучшаться в третьем квартале 2020 года, что привело к росту спроса на нефть. Однако мировое потребление нефти не восстановилось: по нашим оценкам, в 3 квартале 2020 оно было на 8,3 млн б/с ниже среднего уровня за 2019 г.», — полагают аналитики Газпромбанка.

«Пересмотр в сторону понижения оценок роста ВВП на текущий год и 2021 г. как в Китае, так и в мире предполагает осторожный прогноз в отношении мирового спроса на нефть. Более того, рост заболеваемости COVID-19 с сентября и возможное повторное введение карантинных ограничений по всему миру представляют собой значительный риск для баланса нефтяного рынка», — пишут они.

Кроме самих карантинных мер пришло понимание, что люди изменили свое поведение: удаленная работа сократила затраты на содержание дорогостоящих офисов, одновременно снизив транспортные расходы на передвижение. Впрочем, как заметил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин относительно путешествий, спрос на авиакеросин снизился из-за того, что люди стали меньше путешествовать, но при этом они стали больше использовать личный автотранспорт (непонимание этой тенденции привело к нехватке бензина и дизтоплива в мае–июне после снятия карантинов).

В связи со сменой поведения населения планеты в принципе встал вопрос о возможном достижении пика потребления нефти.

По мнению аналитиков Rystad Energy, вирус окажет длительное воздействие на потребление нефти: если раньше они ожидали пикового спроса на нефть в 106 млн б/с в 2030 году, то теперь пик снижен до 102 млн б/с и уже в 2028 году. До пандемии в мире потреблялось почти 100 млн б/с нефти. Аналитики полагают, что спрос на нефть восстановится до доковидного уровня лишь в 2023 году.

Помимо этого перед производителями нефти встала угроза в связи с климатической повесткой —во всех странах резко заговорили о снижении выбросов, сопровождающих производство и использование ископаемых видов топлива, то есть нефти.

Мировые нефтегазовые мейджоры уже готовятся к такому развитию сценария. Так, французская Total ожидает, что пик спроса на нефть будет достигнут уже через 9 лет, к 2030 году из-за трансформации транспортного и нефтехимического секторов. Британская ВР полагает, что спрос вернется к допандемийному уровню и уже не поднимется после начала 2020-х годов.

Многое будет зависеть от того, какую политику примут основные страны-потребители нефти в отношении энергоперехода. Даже сами нефтедобывающие страны, такие, как Саудовская Аравия в перспективе собираются снижать потребление нефти.

Неожиданное предложение

Среди текущих факторов важнейший — возобновление добычи нефти в Ливии после восьмимесячной остановки, поскольку было установлено перемирие между враждующими сторонами.

В прошлом году Ливия добывала порядка 1,1-1,2 млн б/с, а из-за военного противостоянии производство нефти упало ниже 100 тыс. б/с и находилось на этих уровнях вплоть до сентября. По итогам октября Ливия продемонстрировала уже добычу 450 тыс. б/с, а в середине ноября суточная добыча в стране достигла уровня, предшествовавшего вооруженному конфликту — 1,1 млн б/с.

Впрочем, как заявил глава Ливийской национальной нефтяной корпорации (NOC) Мустафа Саналла, производство «черного золота» вновь может вернуться к нулевым отметкам, если компании не будет предоставлено финансирование, поскольку нефтяным предприятиям остро необходимы ремонт и восстановление. По его словам, в течение ноября добыча при этом может достигнуть 1,3 млн б/с. Вступить в сделку ОПЕК+ страна готова, когда ее добыча достигнет 1,7 млн б/с.

Как отмечают аналитики Газпромбанка, в части предложения основную угрозу для баланса на мировом нефтяном рынке, представляет не только рост добычи в Ливии, но и в США.

«Для производителей сланцевой нефти США средняя точка безубыточности по цене на нефть оценивается в 45-50 долл./барр., что недалеко от текущего уровня. После обвала нефтяных котировок весной Управление энергетической информации США (EIA) понизило свой прогноз добычи нефти в стране на 2021 г. с 13,7 млн б/с до примерно 11 млн б/с Однако после восстановления цен летом EIA постепенно повышало свою оценку. Согласно последнему отчету EIA, добыча нефти в США подскочила в сентябре примерно на 400 тыс. б/с по сравнению с августом — до 11,2 млн б/с, что является существенным приростом», — отмечают эксперты Газпромбанка.

Добыча нефти в августе в США снизилась к июлю на 0,4 млн б/с в основном из-за ураганов. В ноябре EIA ожидает производства 11,2 млн б/с. По итогам 2020 года, говорится в ноябрьском отчете добыча нефти в США составит 11,4 млн б/с против 12,2 млн б/с в 2019 году, а в 2021 году снизится до 11,1 млн б/с.

Управление ожидает, что во втором квартале 2021 года добыча упадет до среднего уровня в 11 млн б/с, поскольку бурение новых скважин не сможет обеспечить производство, достаточное для замещения спада от существующих скважин.

По расчетам МЭА, в ноябре предложение нефти в мире может увеличиться более, чем на 1 млн б/с к октябрю — по мере того, как США оправятся от последствий ураганов, и если Ливия продолжит демонстрировать значительный рост производства.

Добыча нефти в Мексиканском заливе США в ноябре восстановится ввиду прекращения ураганов. Бурение на суше и операции по гидроразрыву пласта в октябре продолжали рост, и к началу ноября операторы увеличивали количество скважин восьмую неделю подряд — это самый продолжительный период роста с середины 2018 года, отмечает МЭА. По итогам года добыча нефти в США упадет на 0,9 млн б/с — до 11,3 млн б/с и на 0,5 млн б/с в 2021г — до 10,8 млн б/с, полагают аналитики.

Лидер нефтедобычи выбирает…

Существенную неопределенность в понимание возможного предложения нефти на рынке вносят и выборы президента в Соединенных Штатах, крупнейшем нефтепроизводителе в мире. Дональд Трамп сыграл довольно существенную дипломатическую роль в налаживании диалога между рассорившимися Россией и Саудовской Аравией, усадив стороны за стол переговоров для восстановления баланса на нефтяном рынке и «поучаствовав» в сделке путем рыночного снижения нефтедобычи.

Но США также знамениты своей санкционной политикой, часто в отношении углеводородов, а также военным влиянием на арабские нефтедобывающие страны.

В компании Wood Mackenzie полагают, что потенциально новый президент Джо Байден поставит курс на достижение нулевых выбросов к 2050 году и вернет США в Парижское климатическое соглашение. Но учитывая то, что республиканцы, вероятно, сохранят контроль над Сенатом, возможности Байдена по выполнению этой программы будут ограничены, полагают в Wood Mackenzie.

Байден выступал против добычи нефти и газа методом гидроразрыва пласта (ГРП), что является необходимым условием при освоении сланцевой нефти, которая вывела США в мировые лидеры нефтедобычи. Трамп справедливо оппонировал, что это снизит добычу нефти, а страна лишится части доходов и нескольких тысяч рабочих мест. Однако, по словам вице-президента по нефтяным исследованиям Wood MacKenzie Энн-Луизы Хиттл, возможный запрет коснется добычи только 0,5 млн б/с, поскольку он может касаться лишь федеральных земель.

Президент Научного совета по глобальным инициативам (SCGI) Томас Блисс не ждет от администрации Байдена резких изменений в отношении ГРП: «Очень сомнительно, что Байден сделает нечто большее, чем призыв к изучению ГРП, и если его обещание прислушиваться к ученым и инженерам заслуживает доверия, то и использование ГРП, вероятно, будет продолжаться, но возможно, с некоторым дополнительным надзором».

«Байден обязательно присоединится к Парижскому соглашению по климату, а также отменит решение Трампа покинуть Всемирную организацию здравоохранения. Почти наверняка состоятся переговоры с Ираном о возобновлении ядерной сделки, от которой отказался Трамп», — также сказал Блисс.

Трамп наложил нефтяные санкции на Иран в 2018 году, спровоцировав страну выходом из сделки по иранскому мирному атому — с тех пор добыча нефти в Иране снизилась почти в два раза, до 1,9 млн б/с. Венесуэла пережила почти пятикратное падение производства нефти и сейчас добывает 0,36 млн б/с. Благодаря этим санкциям цена на нефть на мировом рынке поддерживалась на уровне, приемлемом для добычи сланцевой нефти в США.

Недавно спецпредставитель США по Ирану Эллиотт Абрамс заявил агентству Associated Press (AP), что США не откажутся от кампании давления на Иран и в том случае, если Белый дом возглавит Байден.

Что делать?

Ближе к началу ноября на рынке появились слухи, что Саудовская Аравия предлагает не увеличивать нефтедобычу с января 2021 года на 3-6 месяцев на фоне возобновления карантинных мер и роста добычи в Ливии. Были даже более смелые слухи о том, что предлагается еще больше снизить производство странам ОПЕК+. Впрочем, российская сторона отказывалась от каких-либо комментариев о своей позиции до проведения министерского мониторингового комитета (JMMC) — на нем как раз рассматриваются прогнозы от различных источников, а также подводятся итоги исполнения условий соглашения странами-участницами, которые имеют «должок» в плане снижения добычи примерно на 2 млн б/с в предстоящие два месяца. И судя по отчету ОПЕК, не все страны исполняют эти свои обязательства.

Как заявлял тогда еще министр энергетики РФ (теперь вице-премьер) Александр Новак, уже с августа на нефтяном рынке наблюдается дефицит, и задача стран ОПЕК+ — продолжать поддерживать баланс на рынке, постепенно устраняя излишек накопленных коммерческих запасов нефти.

МЭА и ОПЕК в преддверии министерского комитета ухудшили оценку спроса на нефть в 2020 году. Так, если месяц назад аналитики полагали, что по итогам 2020 года спрос на нефть снизится на 8,4 млн б/с, то теперь уже оценка падения — 8,8 млн б/с — до 91,3 млн б/с. Из-за низкого спроса в прошлом и возобновления распространения Covid-19 в Европе и США краткосрочный прогноз мирового спроса пересмотрен в сторону понижения на 0,4 млн б/с в III кв. 2020 года, на 1,2 млн б/с в IV кв. 2020 года и на 0,7 млн б/с в I кв. 2021 года.

При этом агентство не включает в прогноз потенциальное развитие пандемии кроме уже введенных локдаунов в Европе и США. «Наши текущие балансы, включая увеличение квоты на 2 млн баррелей в сутки, предусмотренное соглашением о поставках ОПЕК +, подразумевают почти нулевое изменение запасов в первом квартале 2021 года. Если фундаментальные факторы не изменятся, задача восстановления баланса на рынке будет продвигаться медленно», — считает МЭА.

ОПЕК также понизил прогноз спроса на 2020 год на 0,3 млн б/с — до 90 млн б/с из-за карантинов в Европе и более слабого спроса в странах ОЭСР Америки.

По мнению госпожи Хиттл из Wood Mackenzie, странам ОПЕК+ будет достаточно продлить текущие ограничения, отметив, что ситуация со спросом довольно нервная, а возобновление добычи в Ливии является серьезным фактором неопределенности. Она отметила, что, если ограничения ОПЕК+ будут сняты, это приведет в первом квартале следующего года к очень быстрому затовариванию.

«Мы сомневаемся, что ОПЕК + решит увеличить добычу в текущих ценовых условиях. Другими словами, мы считаем, что текущий график восстановления добычи ОПЕК + несовместим с текущей кривой нефтяных фьючерсов»,

— полагают аналитики VTB Capital. В то же время они полагают, что «добыча нефти в США будет существенно ниже, чем общедоступные оценки от правительства и консалтинговых агентств, инвестиционных банков и СМИ».

По мнению старшего консультанта VYGON Consulting Екатерины Колбиковой, добыча в странах не-ОПЕК+ в 2021 г. будет расти в несколько раз медленнее, чем у участников сделки из-за продолжения падения объемов производства сланцевой нефти в США, несмотря на наблюдаемый с мая рост продуктивности бурения. «Поэтому с восстановлением глобального спроса на нефть во второй половине следующего года ОПЕК+ будет главным претендентом на дополнительную рыночную нишу», — считает она.

Директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова тоже полагает, что соглашение нужно продлить на квартал: «Ситуация со второй волной сейчас развивается по неблагоприятному сценарию. Уже 12 стран объявили повторные локдауны. Есть риски, что за ними может последовать крупнейший мировой потребитель США из-за смены политического курса и рекордов по заболеваемости после выборов — 140 тыс. человек. Ливия наращивает добычу, что скажется на балансе спроса и предложения. Поэтому сейчас уже понятно, что планируемое увеличение добычи с января 2021 г. необходимо отложить. Однако текущая ситуация отличается от марта-апреля. На рынке наблюдается дефицит. Поэтому причин для более резких движений для участников соглашения нет. Необходимо продлить соглашение на квартал и посмотреть, как будет развиваться ситуация. А исходя из этого, принимать решение», — полагает она.

По расчетам госпожи Колбиковой, продление текущих условий соглашения ОПЕК+ на 1 квартал 2021 г. позволит сбалансировать рынок, дополнительно сократив коммерческие запасы нефти ОЭСР на 3% или почти на 90 млн баррелей.

Дарья Козлова полагает, что Россия при принятии решения будет исходить из баланса интересов. «С одной стороны, ключевой бенефициар сделки — бюджет. В 2020 г. отрасль пошла на беспрецедентное снижение добычи — 57 млн т по сравнению с прогнозом на год без учета сделки, что позволило стабилизировать цены.

В результате бюджет России был дефицитным только в течении четырех месяцев, с марта по июнь, и страна на текущий момент имеет самое стабильное положение экономики среди нефтедобывающих стран.

Всего за период действия соглашения с 2017–2021 гг. дополнительные доходы бюджета составили около 9,0 трлн руб. С другой, нефтедобыча — это еще крупнейший инвестор в экономику: 1,3-1,5 трлн руб. в год. Поэтому снижение активности будет влиять на экономику страны в целом и ухудшать ситуацию в значительном количестве регионов страны», — говорит она.

Эксперт Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Екатерина Грушевенко также полагает, что в условиях развития второй волны Covid-19 велика вероятность того, что сделка ОПЕК+ будет продлена на текущих условиях. «Низкие цены не будут способствовать росту добычи в странах за пределами ОПЕК, главным образом это касается добычи сланцевой нефти в США, также снижения стоит ждать в Канаде.

В целом снижение добычи в странах за пределами ОПЕК+ может составить 2,4-2,6 млн б/с»,

— сказала она.

Лидеры сделки — Россия и Саудовская Аравия — могут выработать консолидированное решение уже к министерскому комитету — обычно остальные министры следуют за их решением, либо протянуть согласование позиций до 1 декабря. Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман сказал недавно, что страны ОПЕК+ могут «подправить квоты» даже выше ожиданий аналитиков. «Это может быть поправка, выходящая даже за рамки того, о чем говорят так называемые аналитики. Мы видим, как все развивается», — сказал он в начале ноября.

Президент РФ Владимир Путин не исключал возможность продления и даже углубления ограничений по добыче нефти. «Мы считаем, что сейчас нам нет необходимости ничего менять, но мы не исключаем, что мы можем или сохранить действующие ограничения на добычу, не снимать их так быстро, как мы предусматривали это делать ранее, а если потребуется, может быть, примем и другие решения по дальнейшему сокращению. Но пока мы такой необходимости не видим», — заявил он в конце октября.

Светлана Кристалинская

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх