В новый год — с новой волатильностью

Новый год начался с тревожных известий с Ближнего Востока: известие об убийстве высокопоставленного и очень влиятельного иранского генерала Касема Сулеймани в результате целенаправленного ракетного удара США толкнуло вверх мировые котировки на нефть — с $62 до $68 за баррель. Жесткая риторика со стороны иранских властей и последовавшие ответные ракетные удары по американским целям в Ираке серьезно осложнили и без того очень взрывоопасную ситуацию в регионе, который поставляет на мировой рынок свыше 20% нефти.

Вновь эксперты вынуждены оценивать вероятность перекрытия Ормузского пролива в результате эскалации военного конфликта и прогнозировать рост стоимости нефти на мировом рынке. По различным оценкам, в зависимости от уровня военного противостояния, цены на нефть могут «пробить» отметку в $80, а в случае масштабного конфликта в Персидском заливе достичь и $100. С одной стороны, высокие цены выгодны всем производителям и экспортерам нефти, и Россия — не исключение, но в текущей ситуации возникают риски совсем другого уровня. В декабре 2019 года страны-участницы соглашения ОПЕК+ договорились о продлении сделки на 2020 год и о рекордном сокращении добычи на 1,7 млн б/с, что привело к стабилизации цены на нефть на уровне, комфортном для всех участников рынка, — чуть выше $60. Эскалация конфликта между США и Ираном вновь делает рынок очень волатильным и непредсказуемым. Уже наблюдаются изменения во всех звеньях цепочки поставок нефти. В первую очередь это азиатское направление: растут ставки фрахта по маршруту Персидский залив — Китай, пересчитываются страховые премии и растут другие сопутствующие издержки. Все это делает мировой рынок нефти очень уязвимым по отношению к различного рода политическим авантюрам и минимизирует влияние рыночных механизмов. В текущей ситуации становится очень сложно прогнозировать не только цену на нефть, но и курс валют, объем налоговых отчислений в бюджет, а на корпоративном уровне — параметры доходности от торговых операций с нефтью, а вместе с этим и инвестиционные программы компаний. К сожалению, не существует универсального метода по защите от подобных рисков. Тем более что в сложившемся противостоянии будут ежедневно возникать все новые и новые нюансы и будет ужесточаться санкционное давление со стороны США не только по отношению к иранским компаниям, но по отношению к любым субъектам международного рынка (как к частным, так и к государственным), которые будут продолжать работать с «токсичной» иранской нефтью. И здесь большую роль будут уже играть альтернативные механизмы рыночного взаимодействия: перевод расчетов в национальные валюты, создание новой системы бенчмарков на рынке нефти, защита инвестиций в нефтегазовый сектор подсанкционных стран. Надеяться на то, что ситуация через некоторое время уладится, не стоит — по всем признакам, мировой рынок нефти в наступившем году ждет серьезная турбулентность.

 

Источник ➝

160 тысяч тонн российской нефти закупил Минск без премии

Белоруссия закупила через трейдеров российскую нефть в объеме 160 тыс. тонн без премии, которую поставят в марте в Клайпеду на двух танкерах, а затем в Белоруссию, сообщила пресс-служба «Белнефтехима». «Нефть российская, но брали у трейдеров и без премии. Учитывали короткое время поставки. Стоимость — коммерческая тайна. Объем 160 тыс. тонн», — цитирует ТАСС представителя концерна. По его мнению, «российский ресурсовладелец на этой поставке мог бы заработать больше даже без премии». «Белнефтехим» подтвердил также прибытие в Клайпеду в марте двух танкеров нефти для Белоруссии, о чем сообщило агентство BNS со ссылкой на «Литовские железные дороги» (Lietuvos gelezinkeliai).

Нефтетрейдер «Белорусская нефтяная компания» (БНК) информировал литовские железные дороги, что танкеры ожидаются 3–4 марта и 13–15 марта. Поставки российской нефти на белорусские НПЗ были остановлены с 1 января, поскольку Москва и Минск не заключили соглашение об условиях поставок на этот год. Позднее поставки были частично возобновлены компаниями группы «Сафмар». Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству проработать альтернативные варианты поставок. Предложения были направлены странам Прибалтики, Польше, Украине, Казахстану и Азербайджану. Первая партия норвежской нефти, которая была доставлена в Клайпедский порт норвежским танкером «Брейвикен, поступила на «Нафтан» 26 января. 11 февраля «Белнефтехим» сообщил о заборе технологической нефти из системы нефтепроводов «Дружба» для поставок на свои НПЗ.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх