Нефть Капитал

121 подписчик

Свежие комментарии

  • Алекс М
    А где же прославленный "Академик..." Или опять горючку расходует на просторах мирового океана?100 дней до финиш...
  • Алексей Сафронов
    Позорище в том, как госкомпания Газпром, оказалась в юриспруденции Нидерландов, а не то что теперь они возвращают сво...«Газпром» возвращ...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Это что ж получается теперь пятилетку будут выполнять 15 лет за те -же деньги , а кто будет курировать и отчитываться...План реализации э...

Генерал-лейтенант Михаил Кормилицын. Искусство снабжения

Генерал-лейтенант Михаил Кормилицын. Искусство снабжения

Обеспечение армии топливом — не просто слова. Многочисленная техника — танки, самолеты, автомобили — все это было мертвым без горючего. Как все спланировать и доставить на фронт бесценные тонны нефтепродуктов? За это отвечал Михаил Иванович Кормилицын, начальник Главнефтеснаба при Совнаркоме СССР, назначенный в декабре 1941 года заместителем, а в январе 1942 года — начальником Управления службы горючего Красной армии. Чего только не придумывал генерал-лейтенант Михаил Кормилицын, чтобы обеспечить фронт горючим. А ведь каждый период войны, каждая военная операция, каждый бой — это особенности инфраструктуры, свои масштабы, громадные риски, которые необходимо учесть. А опыта, практических наработок почти никаких. За годы ВОВ Управление службы горючего проделало колоссальную работу, превратилось в эффективное и мощное звено отечественных вооруженных сил. Летом 1942 года немецкие войска перекрыли все пути снабжения фронта горючим, проходившие от Баку через Ростов-на-Дону по железной дороге, а также по Волге. Тогда советские снабженцы придумали транспортировать нефть и нефтепродукты окружным путем: сначала по морю через Красноводск и Гурьев, а потом по железной дороге через Среднюю Азию и Казахстан.

А чтобы обеспечить железную дорогу цистернами, приходилось переправлять их из Баку в Красноводск и обратно по Каспию на плаву на буксирах. «Такой комбинированный путь огромной протяженности был поистине героическим, — отмечал позже Н. К. Байбаков. — Воображение не может вместить в себя все его трудности». Одно из важнейших направлений работы УСГ — строительство специальных трубопроводов, особенно через водные переправы. Действовали быстро, решительно и сверхсекретно. Так, в течение 43 дней, с 5 мая по 16 июня 1942 года, была построена и введена в эксплуатацию «артерия жизни» — Ладожский трубопровод (27 из 35 километров длины трубопровода проходили по дну Ладожского озера на глубине от 1 до 12,5 метра), благодаря которому для снабжения блокированного Ленинграда до марта 1943 года было подано 40 тыс. тонн горючего (по 300–400 тонн ежедневно). Основные запасы горючего для Сталинградского фронта осенью 1942 года были сосредоточены за Волгой, и их подача была чрезвычайно затруднена: противник почти непрерывно бомбил и обстреливал волжские переправы. Тогда из района Владимирская Пристань был проложен складной полевой трубопровод по дну Волги, хотя в этом створе было широкое русло и значительная скорость течения. Развернутый трубопровод намного облегчил снабжение горючим войск Сталинградского фронта. В первом квартале 1943 года был проложен трубопровод через реку Дон в район Ростова, позволивший перекачивать на правый берег Дона до 700 тонн горючего в сутки для обеспечения оперативных действий войск Южного и Юго-Западного фронтов. А в начале февраля 1944 года на 3-м Украинском фронте до восстановления моста через Днепр построили трубопровод длиной около 3 километров, по которому горючее подавалось на правый берег, а затем направлялось в войска. Использование трубопроводного транспорта обеспечивало быструю подачу необходимых объемов ГСМ и значительно повышало подвижность советских вооруженных сил. Для обеспечения горючим наступающих за Вислой войск 2-го Белорусского фронта личным составом службы снабжения горючим были развернуты две линии сборно-разборного трубопровода ПСТ-75 через Вислу, в районах Фордона и Грауденца. По этим трубопроводам за короткое время было подано с восточного на западный берег Вислы 5,5 тыс. тонн горючего. В ходе наступления войсками 3-го Украинского фронта был форсирован Дунай, мосты через который были взорваны отступающим противником. Подвоз горючего железнодорожным и автомобильным транспортом исключался, в то время как стремительное наступление войск требовало подачи горюче-смазочных материалов. Эта задача также была решена путем прокладки через Дунай сборно-разборного трубопровода. За годы службы Михаил Кормилицын был удостоен 18 наград. Он награжден орденом Красной Звезды, орденами Боевого и Трудового Красного Знамени, орденами иностранных государств.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх