На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

188 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...
  • Александр Лагуткин
    Подождем до зимы.  К зиме у европидарасов в мозгах посвежеет.Турбина для «Севе...

ОПЕК проигнорировал «Омикрон»

Хотя сам ОПЕК+ прогнозирует профицит уже в первом квартале, «объективных показателей» менять решение не нашел. Цены на нефть продолжает трясти.

Анти-дела

ОПЕК+ в ноябре не стал наращивать добычу больше, чем просил рынок, аргументируя это тем, что зимой начнется сезонное снижение спроса, и уже в декабре коммерческие запасы нефти станут увеличиваться. В этот раз ОПЕК+ вопреки ожиданиям рынка о приостановке наращивания добычи на фоне появления нового штамма вируса и высвобождения части стратегических резервов нефти также не стал отклоняться от принятого курса.

Прошедшие два месяца крупнейшие потребители нефти — Китай, Индия и США — просили страны ОПЕК+, главным образом лидеров сделки Саудовскую Аравию и Россию, нарастить поставки нефти сверх объявленных планов, поскольку цены на нефть били рекорды. В начале года стоимость нефти Brent составляла порядка $50 за баррель, но постепенно росла в течение года на фоне восстановления спроса не только нефти, но и других энергоресурсов, в июле достигала уже $75 за баррель, а в октябре котировки подскочили и выше $80 за баррель.

Потребители забили тревогу — цены на нефть и возросшая вслед за ними цена на моторное и авиационное топливо начала мешать восстановлению экономики и, как следствие, самому спросу на нефть.

Именно этим было обусловлено июльское решение ОПЕК+ начать наращивание добычи нефти, которое они сдерживали с начала года. Каждый месяц ОПЕК+ должен был добавлять на рынок по 400 тысяч баррелей в сутки с августа и до окончания ограничений, принятых на себя в апреле 2020 года. При этом министры пообещали встречаться каждый месяц и принимать меры, если потребует ситуация на рынке.

Но оказалось, что не все страны могут увеличить добычу — из-за ремонтов, аварий, а также недоинвестирования в отрасль. С августа по октябрь ОПЕК+ перевыполнял соглашение примерно на 120% каждый месяц, что означало: рынок недополучает около 0,7-1 млн б/с каждый месяц по сравнению с планом, то есть порядка 1% мирового потребления. Произошедшие в августе ураганы на техасском побережье США также привели к приостановке поставок нефти.

Производители нефти пытались обратить внимание рынка на то, что нефть оказалась не в фаворе, — усилились мнения, особенно накануне конференции ООН по климату СОР26, что данный источник топлива в будущем будет не востребован.

Не все страны ОПЕК+ в состоянии быстро нарастить добычу нефти из-за длительности инвестиционного цикла, заявил президент РФ Владимир Путин в октябре, отметив, что инвестиции в нефтедобычу сократились еще до пандемии и нефти скоро может не хватить.

По его мнению, политические силы в разных странах обещают «все подряд и как можно больше и подешевле, это связано в том числе с „зеленой“ энергетикой», в результате «банки перестают кредитовать, инвестиции сокращаются».

В свою очередь, министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Салман заявил, что впервые в истории ОПЕК+ видит свою роль в стабилизации рынка ограниченной. Он подчеркнул, что вопрос не в доступности нефти, а в том, что непонятно, будет ли на нее спрос.

Так или иначе, в ноябре ОПЕК+ не стала увеличивать производство сверх плана, хотя такие слухи активно ходили на рынке. Абдель Азиз бен Салман подтвердил, что переговоры с потребителями велись, в том числе с США.

После этого президент США Джо Байден в попытках сбить цены на топливо в своей стране на фоне предстоящих промежуточных выборов в Конгресс заявил, что примет другие меры.

Так появилась «анти-ОПЕК+» — коалиция потребителей в составе США, Китая, Индии, Японии и Великобритании, которая заявила о намерении высвободить часть стратегически резервов нефти (SPR).

Цены на этих новостях немного снизились, но после объявления объемов и условий — около 70 млн баррелей, из которых 32 млн баррелей должны вернуться обратно, — снова выросли, потому что рынок счел меру недостаточной.

Однако ряд аналитиков решил, что из-за этого ОПЕК+ может рассмотреть приостановку наращивания добычи, стремясь защитить текущий уровень цен на нефть.

ОПЕК счел меру несущественной для рынка. Как указал «Интерфакс» со ссылкой на внутренний отчет организации, «влияние высвобождения SPR сдержанное, то есть высвобождение будет добровольным, на бирже или не полностью, а длительность процесса не определена».

Антитела

Накануне декабрьского заседания обнаружился и другой фактор — появление нового штамма вируса COVID-19 «Омикрон». Цена на нефть спикировала на $10 за баррель, но затем немного отросла. Инвесторы опасались, что более опасный штамм вызовет новую волну карантинов и снизит спрос на нефть.

Однако лидеры ОПЕК+ не стали спешить с выводами. «Я очень расслабленный человек. Я не волнуюсь», — заявил министр энергетики Саудовской Аравии. «Скоропалительных решений принимать не надо», — в свою очередь, сказал вице-премьер РФ Александр Новак, отметив, однако, что риск снижения спроса, конечно же, будет оценен.

В результате ОПЕК+ обсудила и предпочла проигнорировать этот фактор, поскольку Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пока не дала точных сведений о степени заразности и опасности нового штамма вируса, а производители вакцин сообщили о возможности адаптировать их к «омикрону».

ОПЕК+ решила придерживаться плана по росту добычи нефти с января на 400 тыс. б/с, но особо подчеркнула, что встреча «будет продолжена в ожидании дальнейшего развития пандемии».

Как пояснил Александр Новак, решение не менять план «вызвано, в первую очередь, тем, что мы видим, что рынок сбалансирован, восстанавливается постепенно спрос». По его словам, на данный момент мировые коммерческие запасы нефти на 174 млн баррелей ниже среднего 5-летнего уровня.

Аналитики ING Bank отмечают, что «ОПЕК + вчера удивила рынок». «В преддверии встречи ожидалось, что группа по крайней мере приостановит увеличение поставок на месяц. В результате немедленной реакцией цены на нефть марки Brent было падение до $66 за баррель, и на одном этапе она упала примерно на 4%. Однако эта слабость была недолгой, и Brent сумела закончить день ростом более чем на 1%. Рынок, похоже, успокоился тем фактом, что ОПЕК+ готова возобновить работу и при необходимости скорректировать добычу из-за варианта Omicron», — говорится в комментарии.

По мнению экспертов, решение ОПЕК+ похоже на попытку выиграть время, поскольку из-за неясности эффекта от нового штамма это, «вероятно, лучший курс действий». «Кроме того, похоже, что некоторое давление, которое мы видели со стороны США на Саудовскую Аравию и более широкую группу по стабилизации цен на нефть, могло сработать. Если бы ОПЕК + приостановила увеличение предложения, администрация США могла бы воспринять это как ответную реакцию группы на ее недавнее объявление о выпуске SPR. И это мало помогло бы отношениям между Королевством и администрацией Байдена», — подчеркивает ING.

Рост на падающем рынке

Но как же быть с заявлениями ОПЕК-плюсовцев о том, что будет сезонное снижение спроса и рост коммерческих запасов? Как пишет Рейтер со ссылкой на внутренний доклад альянса, ОПЕК+ ожидает увеличения профицита нефти на мировом рынке в первые три месяца 2022 года, о чем говорили ранее и министр энергетики Королевства, и вице-премьер РФ. Согласно отчету, в январе профицит нефти вырастет до 2 млн б/с, в феврале — до 3,4 млн б/с, в марте — до 3,8 млн б/с.

«Интерфакс» привел данные из отчета ОПЕК к конференции организации, свидетельствующие об ожидании профицита на рынке нефти весь 2022 год по базовому и альтернативному сценариям. По оценке экспертов ОПЕК, в базовом сценарии в 2021 году рынок испытывает дефицит в 1,2 млн б/с, но уже с I квартала на рынке образуется профицит в объеме 3 млн б/с, во II кв. — 1,5 млн б/с, в III кв. — 0,7 млн б/с, в IV кв. — 1,5 млн б/с, в целом по 2022 году профицит оценивается в 1,7 млн б/с. По альтернативному сценарию аналитики видят дефицит в 2021 году в 0,8 млн б/с, в I кв. профицит в объеме 4,8 млн б/с, во II кв. — 3 млн б/с, в III кв. — 1,6 млн б/с, в IV кв. — 2,8 млн б/с, в целом по 2022 году — 3,1 млн б/с.

По идее, это должно снизить цены на нефть. Однако, по оценке экспертов Газпромбанка, рост спроса структурно опережает предложение, и рынок нефти находится в дефиците. «Это позволяет странам ОПЕК+ повышать суточную добычу нефти без негативного долгосрочного эффекта на ее цену. В то же время неопределенность вокруг нового штамма коронавируса может негативно отразиться на цене, если страны начнут вводить ограничительные меры для предотвращения распространения заболевания. Мы оставляем свой прогноз, который предусматривает среднюю цену на нефть марки Brent на уровне $81,7/барр. в 2022 г., без изменений», — говорится в комментарии аналитиков ГПБ.

В ING полагают, что в краткосрочной перспективе все еще существует значительная неопределенность в отношении направления цен, и в результате рынок, вероятно, останется волатильным. Краткосрочная перспектива будет зависеть от того, как правительства всего мира отреагируют на вариант Omicron в ближайшие недели. «Пока не появится больше ясности, мы по-прежнему придерживаемся мнения о том, что в 2022 году цена на ICE Brent будет в среднем $76 за баррель. Как мы видели в прошлом, любое снижение спроса, скорее всего, вызовет реакцию ОПЕК+, что должно обеспечить минимальный уровень цен», — считают они.

По мнению руководителя направления «Климатическая политика и декарбонизация» Центра энергетики Московской школы управления Сколково Екатерины Грушевенко, решение коалиции связано с растущим спросом на нефть, который в начале ноября, по данным ВР, вернулся к допандемийному уровню и превысил 100 млн б/с, а также не ясной ситуацией с новым штаммом коронавируса.

«И в такой ситуации страны ОПЕК+ решили, что даже несмотря на падение цен, им будет выгоднее нарастить добычу, тем самым компенсировать убытки от снижения цены, которое может оказаться временным. Более того, ОПЕК+ регулярно встречаются и могут поменять свое решение»,

— полагает она.

По оценке Екатерины Грушевенко, поскольку новый штамм сейчас является ключевой неопределенностью, если страхи относительно него не оправдаются, то на фоне восстановления рынка цены могут быть выше.

К росту готов!

Российские нефтяники говорят, что их действующие мощности по добыче близки к своему пределу, но активно готовятся инвестировать и бурить. В апреле 2022 года, по заверению Александра Новака, Россия при текущем темпе наращивания добычи в рамках ОПЕК+ выйдет на докризисный уровень. Но с мая у России появляется возможность увеличить нефтедобычу еще больше, поскольку меняется порог отсчета ее предыдущего снижения с 11 млн до 11,5 млн б/с.

По оценке старшего консультанта VYGON Consulting Марины Мосоян, потенциал для нового бурения у российских производителей более чем высокий, особенно при текущей цене на нефть. «Ключевые российские нефтяные компании готовы к вводу новых активов уже в ближайшее время. Для нефтедобывающей отрасли текущая ситуация на энергетическом рынке является отличной возможностью компенсировать потери, связанные с пандемией», — сказала она.

Аналитики Citi отмечают, что ранее звучавшие тезисы, что необходимость сильно снизить добычу в период пандемии подорвала возможности российских нефтяников по добыче, оказались не состоятельны. «Мы видим мало доказательств этого тезиса в цифрах: добыча неуклонно растет, и отрасль сигнализирует о том, что она ожидает полностью избавиться от резервных мощностей к концу года (в соответствии с соглашениями ОПЕК+). Фактически сейчас акцент смещается с этого спада на среднесрочную перспективу с возвращением инвестиций в рост в форме как более высокого бурения на зрелых месторождениях, так и постепенного наращивания производственных мощностей с новых месторождений», — считают они.

«Добыча нефти в России вернется к допандемийным уровням ко второму полугодию 2022 года.

Теперь у отрасли есть уверенность в увеличении мощностей, поскольку в 2022 году бюджеты капвложений вырастут на 20% в годовом выражении, опережая рост, о котором сообщают их коллеги-производители в США»,

— говорится в комментарии.

По мнению Марины Мосоян, нет ничего страшного в наращивании добычи зимой. «Зимний период является наиболее благоприятным временем для завоза грузов на месторождения. Для наших нефтяных компаний эксплуатация месторождений в суровых условиях является обычной практикой, и имеющиеся в России мощности буровых установок смогут обеспечить прирост добычи в 2022 году. Что касается января, наращивание скорее будет осуществляться за счет расконсервации и оптимизации действующих скважин и подготовленного к вводу нового фонда», — полагает она.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх